Правительство определило список 45 рабочих групп, которые будут обсуждать применение «регуляторной гильотины» в контексте контрольно-надзорной деятельности (КНД). В 13 группах снятие с 2021 года устаревших и избыточных требований останется делом профильных ведомств, в 15-ти — видимо, почти не выйдет за пределы отрасли. В 17-ти (а возможно, и большем числе групп) конструкция будущего госрегулирования будет формироваться коллегиально, то есть с большой вероятностью конфликтно,— хотя в каждой такой группе есть головное ведомство, пересмотру подлежат нормы всех ведомств—участников группы.
Как сообщила вчера пресс-служба правительства, 5 июля в Белом доме под руководством вице-премьера, главы аппарата правительства Константина Чуйченко прошел семинар по проекту нового закона о КНД и механизму «регуляторной гильотины». Объявлено, что законопроект будет внесен в Госдуму в сентябре 2019 года, а работа над «гильотиной», оформленной дорожной картой №4714п-П36 от 29 мая 2019 года, фактически началась с 28 июня, когда господином Чуйченко был утвержден список из 45 рабочих групп по ее применению. Заместитель главы аппарата правительства Юрий Любимов объявил алгоритм работы всех групп:
-
на первом этапе они определят список объектов, которые должны вообще исключаться из списка поднадзорных (издержки КНД в этом случае могут быть выше потенциального предотвращенного урона),
-
на втором — риски, которые будут контролироваться новой системой регулирования,
-
на третьем — сформулируют способ управления ими.
Исходя из этого, видимо, и станет очевиден критерий отсечения ненужных правовых актов, регламентирующих КНД в старой модели: неотобранные и непересмотренные акты, «включая объемные или даже недавно принятые», потеряют силу 1 января 2021 года.
Как пояснил “Ъ” источник в Белом доме, во всех 45 рабочих группах есть головные ведомства (например, МЧС в группе «Пожарная безопасность»), а также участвующие в обсуждении, «сочувствующие» госорганы (Минприроды, Рослесхоз и Ростехнадзор). В рамках заявленной тематики требования будут рассматриваться комплексно: анализу должны подвергаться обязательные требования всех ведомств, вошедших в группу, чтобы исключить дублирование. Напомним, часть видов госрегулирования (например, все финансовое и банковское) исходно не рассматривалось как предмет «гильотинирования» или даже как предмет обычной реформы КНД, а значительная часть попавших в проект ведомств пыталась избежать участия в нем — последним “Ъ” писал о такой попытке Минтруда (исходя из списков Константина Чуйченко, попытка оказалась неудачной). Как пояснил Юрий Любимов, в отношении еще пяти госорганов вопрос применения «гильотины» пока обсуждается, то есть список может увеличиться до 50 за счет ФСБ (рыболовство в морских водах), Минюста (НКО), Росгвардии (оборот оружия, контроль безопасности объектов ТЭК), Росфинмониторинга (легализация доходов) и ФСТЭК (объекты критической информационной инфраструктуры). Под вопросом и блок требований ФСБ и Росгвардии к антитеррористической защищенности.
Нынешние 45 групп можно разделить на три категории (см. таблицу). В 13 группах головное ведомство будет само определять новую модель КНД: таковы, например, две темы ФАС, контроль МВД миграции, Минфин с контролем оборота драгметаллов и аудиторов, ФНС с контролем касс, Минкульт со всей культурой. Очевидно, что ведомств-конкурентов в таких вопросах было достаточно, а самое проблемное решение в этой части — оставить Роспотребнадзор с темой торговли наедине.
Еще 15 групп будут отраслевыми. Например, обсуждать регулирование коллекторской деятельности будут ФССП (головное ведомство) и Минюст; воздушного транспорта — Росавиация (головное), Минтранс и Ространснадзор; лесное регулирование — Рослесхоз и Минприроды. Здесь большое значение будут играть система связей между ведомствами одного профиля и их нынешняя и историческая подчиненность — соответственно, вероятность перемен ниже.
Наконец, в 17 группах полная или мягкая «отраслевая изоляция» невозможна, новую модель КНД будут искать очень разные ведомства, и ценой вопроса для всех будет отмена полномочий, стоящих за «гильотинированными» правовыми актами. Регулирование энергетики (головное — Минэнерго) будут обсуждать Минэкономики, Ростехнадзор, Росгвардия и ФАС; здравоохранение (головным является Росздравнадзор) — еще и ФМБА, Минздрав и Роспотребнадзор; фармацевтику — Росздравнадзор (головной), Минздрав и Минпромторг. Логика назначения головных ведомств не всегда очевидна, как и их полномочия. Например, непонятно, кто в итоге скажет «последнее слово» в формировании практик КНД на железнодорожном транспорте — Ространснадзор как головное ведомство, Росжелдор как профильное или Минтранс как отраслевое. Очевидно, ближайшие полтора года будут потрачены и на выяснение этих вопросов, в административной логике предельно важных, и вряд ли эти дискуссии будут бесконфликтными.
Дмитрий Бутрин, Евгения Крючкова
45 утвержденных рабочих групп по «регуляторной гильотине»
№ |
Тема КНД |
Головное ведомство |
Участники рабочей группы помимо головного ведомства |
Обсуждение «гильотины» ведомствами из разных отраслей |
|||
1 |
Безопасность дорожного движения |
МВД |
Минтранс, Ространснадзор |
2 |
Здравоохранение |
Росздравнадзор |
Минздрав, ФМБА, Роспотребнадзор |
3 |
Фармацевтика и медицинские изделия |
Росздравнадзор |
Минздрав, Минпромторг |
4 |
Образование |
Рособрнадзор |
Минобрнауки, Минпросвещения |
5 |
Оценка соответствия |
Росаккредитация |
Минэкономики, Минпромторг, Росстандарт |
6 |
Животноводство |
Россельхознадзор |
Минсельхоз, Минприроды, Росприроднадзор |
7 |
Растениеводство |
Россельхознадзор |
Минсельхоз |
8 |
Рыболовство |
Росрыболовство |
Минсельхоз, Росприроднадзор, ФСБ |
9 |
Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство |
Минстрой |
Ростехнадзор |
10 |
Автомобильный транспорт |
Ространснадзор |
Минтранс, МВД, Росавтодор |
11 |
Трудовые отношения и охрана труда |
Роструд |
Минтруд, Роспотребнадзор, Ростехнадзор |
12 |
Социальное обслуживание |
Роструд |
Минтруд, Минздрав, Росздравнадзор |
13 |
Земля и недвижимость |
Росреестр |
Минэкономики, Минсельхоз, Минприроды, Россельхознадзор |
14 |
Пожарная безопасность |
МЧС |
Минприроды, Рослесхоз, Ростехнадзор |
15 |
Энергетика |
Минэнерго |
Минэкономики, Ростехнадзор, Росгвардия, ФАС |
16 |
Санитарно-эпидемиологическое благополучие |
Роспотребнадзор |
Минздрав, ФМБА |
17 |
Туризм |
Минэкономики |
Ростуризм |
Обсуждение внутри отрасли |
|||
1 |
Коллекторская деятельность |
ФССП |
Минюст |
2 |
Метеорология |
Росгидромет |
Минприроды |
3 |
Экология и природопользование |
Росприроднадзор |
Минприроды |
4 |
Лесное хозяйство |
Рослесхоз |
Минприроды |
5 |
Обеспечение единства измерений |
Росстандарт |
Минпромторг |
6 |
Железнодорожный транспорт |
Ространснадзор |
Минтранс, Росжелдор |
7 |
Водный транспорт |
Ространснадзор |
Минтранс, Росморречфлот |
8 |
Воздушный транспорт |
Росавиация |
Минтранс, Ространснадзор |
9 |
Недропользование |
Ростехнадзор |
Минприроды, Роснедра |
10 |
Связь и информационные технологии |
Роскомнадзор |
Минкомсвязь, Россвязь |
11 |
Средства массовой информации |
Роскомнадзор |
Минкомсвязь, Роспечать |
12 |
Азартные игры и лотереи |
ФНС |
Минфин |
13 |
Производство и оборот алкогольной продукции |
Росалкогольрегулирование |
Минфин |
14 |
Безопасность донорской крови |
ФМБА |
Минздрав |
15 |
Интеллектуальная собственность |
Роспатент |
Минэкономики |
Обсуждение внутри одного ведомства |
|||
1 |
Развитие конкуренции |
ФАС |
|
2 |
Реклама |
ФАС |
|
3 |
Миграция |
МВД |
|
4 |
Культура |
Минкульт |
|
5 |
Оружие, боеприпасы, пиротехнические изделия |
Минпромторг |
|
6 |
Драгоценные металлы и камни |
Минфин |
|
7 |
Саморегулируемые организации аудиторов |
Минфин |
|
8 |
Саморегулируемые организации сельскохозяйственных кооперативов |
Минсельхоз |
|
9 |
Гражданская оборона и чрезвычайные ситуации |
МЧС |
|
10 |
Контрольно-кассовая техника |
ФНС |
|
11 |
Полиграфическая продукция |
ФНС |
|
12 |
Промышленная безопасность |
Ростехнадзор |
|
13 |
Торговля и защита прав потребителей |
Роспотребнадзор |
Источник: Газета "Коммерсантъ" №118 от , стр. 1