С 28 по 31 августа 2019 г. на территории экспериментального железнодорожного кольца АО "ВНИИЖТ" (город Москва, Щербинка) прошел Международный железнодорожный салон пространства 1520 "PRO//Движение.Экспо". Целый ряд мероприятий этого представительного форума был по традиции посвящен вопросам, непосредственно связанным с тематикой технического регулирования, стандартизации и оценки соответствия.
IRIS – фундамент для обеспечения качества продукции
НП «Объединение производителей железнодорожной техники» и ОАО «Российские железные дороги» 29 августа 2019 г. провели круглый стол «Развитие стандарта ISO/TS 22163 (IRIS) в России: итоги и перспективы».
В рамках мероприятия были, прежде всего, рассмотрены:
-
результаты внедрения стандарта ISO/TS 22163 (IRIS) в России, подведение итогов внедрения стандарта в 2009–2018 гг. и перспективы развития до 2025 года;
-
требования системных интеграторов к качеству продукции и сертификация на требование отраслевого стандарта ISO/TS 22163 (IRIS) как элемент развития поставщиков;
-
результаты работы ISO/TC 269 WG5 и совета по качеству IRQB;
-
практический опыт по сертификации промышленных предприятий по стандарту IRIS.
Модератором мероприятия выступил Первый заместитель начальника Центра технического аудита ОАО «РЖД» О.А.Сеньковский.
Открывая заседание, он отметил, что сегодня основная причина отказов в работе технических средств, применяемых на объектах ОАО «РЖД» - низкое качество комплектующего оборудования. В течение последних трех лет доля отказов по этой причине составляет около 70%. При этом следует отметить, что сами компании-производители подвижного состава постоянно совершенствуют свои системы управления качеством продукции, внедряют различные передовые методы. За те же три года это позволило снизить количество отказов по вине производителей подвижного состава на 58%.
Сегодня в России на требования стандарта IRIS сертифицировано 117 предприятий. По этому показателю наша страна занимает 4-е место в мире. Казалось, этим можно удовлетвориться. Но половина из сертифицированных компаний – это системные интеграторы, крупные предприятия. Вторая половина – производители комплектующих. При этом понятно, что у каждого системного интегратора число поставщиков, чья продукция нуждается в сертификации, исчисляется сотнями. Поэтому сегодня один из основных вопросов – сертификация по всей цепочке производства, как того требует стандарт IRIS.
По мнению О.А.Сеньковского, сегодня сертификация поставщиков – важнейшая задача. Именно в этом – значительный неиспользованный резерв повышения качества.
Генеральный директор Европейской ассоциации производителей железнодорожной техники (UNIFE) Филипп Ситроен в своем выступлении рассказал о работе ассоциации, сотрудничестве UNIFE и НП «ОПЖТ».
Он отметил, что в Европейском союзе принят т.н. «4-й пакет» железнодорожного законодательства. Вступление его в силу позволит снять ряд технических и административных барьеров, создать общеевропейскую систему авторизации транспортных средств с помощью системы «одного окна». Задача – примерно на 20% сократить время на авторизацию, сертификацию транспортных средств.
Филипп Ситроен отметил, что европейские производители железнодорожной техники высоко оценивают инвестиционную привлекательность российского рынка, заинтересованы в создании и развитии общих транспортных коридоров.
Президент НП «ОПЖТ» В.А.Гапанович в своем выступлении отметил, что российских производителей железнодорожной техники очень интересует все, что связано с «4-м пакетом» европейского железнодорожного законодательства. Этот интерес в значительной степени обусловлен тем, что сейчас в России начинается большая работа, связанная с ликвидацией устаревших нормативных правовых документов – т.н. «регуляторная гильотина». Она должна снизить нагрузку на бизнес и в то же время оптимизировать нормативные правовые документы, действующие в сфере технического регулирования. Поэтому члены «ОПЖТ» чрезвычайно заинтересованы в использовании европейского опыта в процессе актуализации нормативной правовой базы.
На заседании круглого стола выступил вице-президент по направлению «Совершенствование бизнеса и управление качеством» Siemens Mobility, Председатель Международного комитета по качеству продукции для железнодорожного сектора (IRQB) Штефан Зиглер.
Целью IRQB, созданного год назад, является развитие глобальной структуры качества во всем железнодорожном секторе, в частности, путем популяризации использования системы сертификации IRIS во всем мире для обеспечения высокого качества предоставляемых услуг.
Сегодня IRQB является глобальным консорциумом, в который входят ведущие компании в области железнодорожных перевозок, системной интеграции и производства оборудования.
В своем выступлении Штефан Зиглер подробно рассказал об основных направлениях работы IRQB, стратегических путях дальнейшего расширения деятельности Комитета.
В ходе круглого стола особое внимание было уделено практическому опыту сертификации промышленных предприятий по стандарту IRIS.
Этому вопросу было, в частности, посвящено выступление Председателя правления, генерального директора ООО «Уральские локомотивы» О.Х.Спаи.
Он отметил, что внедрение системы управления качеством на основе международных стандартов стало особенно актуальным сразу же после создания совместного предприятия, каковым являются сегодня «Уральские локомотивы». Перед предприятием сразу же встали задачи, решение которых требует широкого применения признанных в мировой практике принципов и методов управления бизнесом в целом и качеством продукции в частности. В то же время наличие действующей сертификационной системы ведения бизнеса рассматривается как «входной билет» на европейские и международные рынки.
Еще в 2011 году, когда руководством ОАО «РЖД» была поставлена задача реализации требований международного стандарта ISO/TS 22163 (IRIS), была составлена конкурсная документация, предусматривающая преимущества для поставщиков, соответствующих требованиям данного стандарта.
В течение двух лет компания проводила целенаправленную работу по подготовке к сертификации на соответствие требованиям указанного стандарта. В ходе разработки системы менеджмента ставилась задача создания целостной системы, основанной на философии постоянной реализации улучшений. В 2013 году международным органом по сертификации был проведен сертификационный аудит, в результате которого было получено подтверждение системы менеджмента бизнеса требованиям стандарта ISO/TS 22163. Таким образом, «Уральские локомотивы» одними из первых на территории 1520 прошли данную сертификацию.
Процесс совершенствования системы продолжается. Сегодня она сформирована с учетом рискориентированного подхода при проектировании, разработке и управлении качеством и безопасностью продукции.
Важно, что требования системы распространяются и на поставщиков в рамках функционирования процесса контроля первого изделия и управления цепочкой поставок. Компания считает очень важной задачей развитие поставщиков для соответствия уровню ее требований.
Реальным следствием внедрения стандарта IRIS стало повышение качества и надежности продукции. Удалось минимизировать риски и затраты при эксплуатации техники.
Планируется дальнейшее развитие предприятия, внедрение наиболее прогрессивных методов менеджмента. В настоящее время приоритетной является задача разработки и внедрения методов «цифровой фабрики» на всех этапах жизненного цикла продукции. Трансформация существующих процессов деятельности в цифровой формат позволит поднять качество и надежность выпускаемой продукции на новый уровень, повысить ее конкурентоспособность.
Доклад генерального директора органа по сертификации DQS М.В.Залунаева был посвящен рассмотрению практического опыта DQS по сертификации предприятий в Российской Федерации по ISO/TS 22163.
Руководитель департамента по качеству и анализу эксплуатационной надежности АО «Трансмашхолдинг» Е.А.Белинский рассказал о новых принципах работы компании с поставщиками. При этом он проанализировал взаимодействие компании с производителями комплектующих, работа которых оказывает наиболее заметное влияние на качество и надежность выпускаемой компанией продукции.
Первое предприятие компании было сертифицировано на IRIS еще в 2012 году. В настоящее время из 10-ти ведущих предприятий компании такой сертификат имеют 9.
Сегодня все ведущие предприятия холдинга составили программы развития собственных систем управления качеством продукции. Но при этом нужно учитывать, что на качество в значительной степени влияют поставщики. Более 60% выявляемых неисправностей напрямую являются следствием низкого качества поставляемых компонентов.
Еще несколько лет назад началась системная работа с поставщиками. При этом в качестве фундамента решено было использовать наилучшие зарубежные практики, а также передовой опыт российских предприятий.
В 2017 году в холдинге начала работать автоматизированная панель управления работы с поставщиками, осуществляется постоянная оценка их работы по трем основным группам критериев: качество, стоимость, доставка.
Работа оценивается по балльной системе. Причем, особое значение имеет наличие сертифицированной системы менеджмента качества или менеджмента бизнеса. Отсутствие таких сертификатов в принципе лишает поставщика высокой оценки.
В прошлом году в холдинге разработали и начали включать в договора поставки 30 критериев качества продукции. Из них половина – «классические», базовые критерии. Дополнительные критерии ориентируют поставщиков на контракт жизненного цикла. Шесть критериев касаются финансовой ответственности поставщиков за низкое качество продукции.
Конечно, следует отметить, что поставщики не горят желанием брать на себя дополнительные обязательства, но постепенно ситуация улучшается.
За прошедший год в ходе работы по перезаключению договоров 22% поставщиков уже включили в свои договора, как минимум, 26 критериев качества.
В ходе круглого стола с докладами выступили представители зарубежных организаций: координатор IRQB Бернард Кауфманн, вице-президент по качеству Кнорр-Бремзе ГмбХ Маркус Клайнхард, начальник системы управления качеством SBB-CFF-FFS Рейнхард Отто, координатор качества SNCB Марайка Вандерберг и другие.
В числе российских докладчиков – ведущий аудитор Ассоциации по сертификации «Русский Регистр» Е.П.Бочкарева, доцент кафедры «электрическая связь» ПГУПС В.В.Шматченко.
По итогам обсуждений участниками круглого стола приняты решения о необходимости:
-
реализации предложений по совершенствованию ISO/TS 22163;
-
реализации механизмов контроля за качеством работы органов по сертификации подготовки и обучения аудиторов;
-
формирования единой политики совместно с европейскими владельцами инфраструктуры и операторами железных дорог по вопросам гармонизированных требований к поставщикам;
-
выстраивания системы развития качества цепи поставок в железнодорожной отрасли, как на уровне отечественных поставщиков, так и на международном уровне;
-
реализации механизмов предоставления обратной связи о качестве подвижного состава и элементов инфраструктуры органам по сертификации при проведении сертификационных и надзорных аудитов.
В центре внимания – вопросы подтверждения соответствия
30 августа на площадке Корпоративного университета РЖД состоялось совместное заседание Комитета НП «ОПЖТ» по нормативно-техническому обеспечению и стандартизации и технического комитета по стандартизации ТК 045 «Железнодорожный транспорт».
В заседании приняли участие 47 специалистов, представляющих 31 организацию, в том числе, представители немецкой промышленности и Восточного комитета германской экономики.
Помимо членов ТК 045, в заседании приняли участие: руководитель Контактного бюро для малого и среднего бизнеса Восточного комитета германской экономики Йенс Бёльманн, директор по стандартизации и техническому регулированию Siemens AG Маркус Райгль, генеральный директор ООО Siemens Mobility Йорг Либшер, менеджер по стандартизации и регулированию ООО Siemens Mobility Андреас фон Вюллерсторфф, технический директор Knorr-Bremse Rail Systems CIS Holding Игорь Комраков, менеджер Департамента испытаний Knorr-Bremse Systeme für Schienenfahrzeuge GmbH Мартин Хеллер.
В числе участников заседания - заместитель директора департамента технического регулирования и аккредитации Евразийской экономической комиссии В.А.Бурмистров, начальник управления инфраструктуры и перевозок Федерального агентства железнодорожного транспорта В.А. Крупин, заместитель руководителя представительства АО «КТЖ – Грузовые перевозки» Ж.И.Исмаилов, вице-президент НП «ОПЖТ», советник генерального директора по техническим вопросам АО «Трансмашхолдинг» В.В.Шнейдмюллер, вице-президент НП «ОПЖТ» А.А. Смыков, представители научно-исследовательских институтов, производственных и общественных организаций.
Открывая мероприятие, В.А.Гапанович отметил, что главная тема проводимого заседания – обсуждение вопросов нормирования требований и методов испытаний продукции железнодорожного машиностроения, направленного на обеспечение проведения подтверждения соответствия тринадцати десятивагонных составов высокоскоростных электропоездов «Сапсан». Их поставка в ОАО «РЖД» запланирована с сентября 2022 г. по июль 2023 г. компанией Сименс Мобилити Гмбх и АО Группа Синара.
В.А.Гапанович обратил внимание собравшихся на опыт европейских коллег, которые, разрабатывая стандарты, закладывают в них опережающие требования. Таким образом, европейская промышленность использует в своей деятельности документы, направленные на перспективное развитие производимой продукции, что в конечном итоге способствует снижению стоимости жизненного цикла изделий.
Анализу актуального состояния и перспективам развития системы технического регулирования в Евразийском экономическом союзе было посвящено выступление В.А.Бурмистрова.
Особое внимание докладчик уделил вопросам стандартизации в цифровой повестке дня. Речь идет о таких направлениях, как цифровая торговля, цифровые транспортные коридоры, оборот данных, трансфер цифровых технологий, цифровая промышленная кооперация и ряде других.
В числе актуальных задач - разработка стандартов для умного производства, аддитивных технологий, передовых материалов, нейро- и биотехнологий. В ближайшее время необходимо осуществить введение электронных сертификатов и деклараций о соответствии, разработку стандартов для Интернета вещей и технологий определения местонахождения, введение электронных паспортов на продукцию.
Докладчик отметил, что в рамках индустрии 4.0 уже действует несколько тысяч современных ИТ-стандартов (от защиты информационных технологий до интернета вещей). 2520 стандартов принято в совместном техническом комитете JTC1/ISO/IEC. При этом 37% от их общего числа переведены
в Российской Федерации на русский язык и приняты
в качестве национальных стандартов.
Маркус Райгль остановился в своем сообщении на тесной взаимосвязи между техническими регламентами и стандартами, реально влияющей на практическую деятельность компаний.
Ответственный секретарь ТК 045, начальник отдела стандартизации ФБУ «РС ФЖТ» А.С. Кобзева представила проект плана работы ТК 045 на 2020 год. План был единогласно одобрен членами технического комитета.
Эксперт по сертификации ООО «Сименс Мобильность» А.В. Девятов проинформировал собравшихся о проводимых ООО «Сименс Мобильность» работах в области технического регулирования и стандартизации, направленных на подготовку подтверждения соответствия высокоскоростных электропоездов «Сапсан».
Он, в частности, обратил внимание собравшихся на то, что Технический регламент ТР ТС 002/2011 определяет обязательные требования к высокоскоростному железнодорожному подвижному составу. Но при этом в перечне объектов технического регулирования (приложение 1 к Регламенту) отсутствуют электропоезда.
В апреле 2018 г. проект предлагаемых изменений в текст Регламенту стал доступен для общественного обсуждения.
Компания «Сименс» официально высказала свою позицию относительно положений, определённых в Регламенте. Была отмечена необходимость включения подвижного состава в номенклатуру, на которую распространяется требования технического регламента, необходимость проведения испытаний в рамках инспекции серийно выпускаемой продукции, а также наличие возможности использования протоколов сертификационных испытаний со сроком давности более 5 лет.
К сожалению, сроки принятия изменений сдвигаются, текущие ожидания – конец 2019 г.
Докладчик также проанализировал основные вопросы, которые возникают в рамках подготовки к сертификации высокоскоростных электропоездов «Сапсан» (3-я партия).
В ходе обсуждения доклада В.А. Гапанович призвал руководителей ООО «Сименс Мобильность» обратить особое внимание на необходимость разработки перечня стандартов, применение которых будет направлено на исполнение требований ТР ТС 002/2011 «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта». В частности, требуется разработка одного из основополагающих документов в этой области – стандарта на высокоскоростные электропоезда, устанавливающего как требования к ним, так и методы их испытаний.
Представители немецкого офиса компании Siemens подтвердили готовность сотрудничества при осуществлении работ по стандартизации.
Мартин Хеллер поделился опытом компании Knorr-Bremse при осуществлении испытаний тормозных систем высокоскоростного подвижного состава, в том числе поездов с беспилотным управлением.
О взаимодействии Германии со странами Евразийского экономического союза в сфере технического регулирования и стандартизации проинформировал собравшихся Йенс Бёльманн. Он отметил, что благодаря слаженной совместной работе экспертов и Германия, и Россия смогут преодолеть и исключить все существующие технические барьеры.
Руководитель службы по взаимодействию с зарубежными партнерами Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия Д.А. Мичурина рассказала о работе Совета по техническому регулированию и стандартизации для цифровой экономики Комитета РСПП и Восточного комитета германской экономики.
За год деятельности Совета проведено 13 совместных мероприятий в России и Германии, сформированы рабочие группы по 13 направлениям и определена тематика их совместной работы. В состав рабочих групп вошло более 100 экспертов от ведущих компаний с обеих сторон. Проект поддержан Минпромторгом России, Министерством экономики и энергетики Германии, Росстандартом, DIN (орган по стандартизации Германии), DAAKS (орган по аккредитации Германии), Росаккредитацией и DKE (орган по стандартизации Германии в области электротехники и цифровых технологий).
Д.А.Мичурина познакомила собравшихся со структурой рабочих групп Совета, основными направлениями их деятельности. Одной из рабочих групп в составе Совета является РГ «Железнодорожный транспорт».
В феврале текущего года в Берлине, в ходе Круглого стола в Министерстве экономики и энергетики ФРГ по вопросам железнодорожного транспорта было сделано сообщение о работе Совета.
В настоящее время определены цели работы и задачи РГ по железнодорожному транспорту Совета по техническому регулированию и стандартизации для цифровой экономики. Главное направление деятельности рабочей группы - гармонизация технических регламентов ЕАЭС и Директив ЕС в области железнодорожного транспорта, гармонизация схем оценки соответствия продукции.
В заключительном выступлении председатель ТК 045, президент НП «ОПЖТ» Валентин Гапанович поблагодарил участников заседания за активную работу и сотрудничество.
После заседания технического комитета по стандартизации состоялась дискуссия в рамках рабочей группы «Железнодорожный транспорт» Совета по техническому регулированию и стандартизации для цифровой экономики Комитета РСПП и Восточного комитета германской экономики. Решение о проведении заседания рабочей группы именно в рамках Международного железнодорожного салона было принято в ходе встречи участников рабочей группы на форуме «Иннопром – 2019».
В ходе заседания были рассмотрены различные вопросы технического регулирования и стандартизации в области железнодорожного транспорта.
В.А. Гапанович проинформировал собравшихся о наличии соответствующих проблем в области высокоскоростного железнодорожного транспорта в Российской Федерации. Исполнение договора на поставку тринадцати высокоскоростных поездов «Сапсан», подписанного ОАО «РЖД», компанией Сименс АГ, Сименс Мобилити Гмбх и АО Группа Синара в июне 2019 г. в рамках Петербургского международного экономического форума, потребует проведение сертификации поставляемой продукции на соответствие требованиям технических регламентов ЕАЭС. Подтверждение соответствия, в свою очередь, затруднено. Необходимо разработать новые и актуализировать действующие документы по стандартизации, устанавливающие требования к продукции высокоскоростного железнодорожного машиностроения и методы ее испытаний.
Вице-президент НП «ОПЖТ» А.А. Смыков попросил коллег из компаний Siemens и Knorr-Bremse, а также из Восточного комитета германской экономики, поддержать на своем уровне необходимость выстраивания конструктивного диалога и взаимодействия европейского технического комитета по стандартизации CEN/TC 256 с российским ТК 045.
Отдельной темой стало обсуждение опыта Германии в области нормативно-правового и законодательного регулирования ответственности при осуществлении беспилотного вождения на железных дорогах страны.
На заседании обсуждались следующие вопросы:
- Возможность внесения изменений в стандарты на:
- трехфазные двигатели;
- на тяговую силу;
- стандарты для колесных пар с цельнокатаными колесами;
- Проблемы создания возможностей для аккредитации испытательных центров за пределами России для допуска продукции к эксплуатации (как это было возможно до 2014 года), а также признание сертификационных испытаний продукции для России, уже проведенных в других странах.
В этой связи НП «ОПЖТ» обратится в Росаккредитацию за разъяснениями о возможности проведения подобных испытаний.
Для успешной совместной работы российских с немецких экспертов, необходимо, чтобы специалисты двух стран принимали участие в профильных технических комитетах: российском ТК 45 и европейском ТК 256.
По итогам обсуждения было решено:
- Подготовить условия для подписания Меморандума о сотрудничестве между российским ТК 45 и CEN ТК 256. Проект Меморандума находится на рассмотрении в CEN ТК 256.
- Немецкой стороне подготовить более детальные вопросы по стандартам и направить их в ТК 045.
- Разработать план совместных действий по решению вопросов в области сертификации партии высокоскоростных составов «Сапсан».
В завершение В.А. Гапанович и Йенс Бёльманн еще раз отметили важность продолжения конструктивного диалога в выстраивании взаимодействия в области технического регулирования и стандартизации.