23 января 2025 года на площадке Российского университета транспорта состоялись 3-я конференция и выставка «Дорожное строительство в России. Дорожно-строительная техника, оборудование и материалы: импортозамещение, технологии и производство».
Конференция и выставка собрали представителей федеральных и региональных властей, проектных и подрядных организаций, а также экспертов и ученых из инжиниринговых и производственных компаний в области дорожного строительства. Участники обсудили разработку современной дорожной техники и оборудования, а также внедрение инновационных материалов и технологий для строительства и содержания дорог.
Программная часть конференции началась с пленарной дискуссии «Дорожно-строительная техника, оборудование и материалы: перспективы развития, потребности рынка, уровень замещения».
С приветственным словом к гостям обратились ректор РУТ Александр Климов и руководитель Росавтодора Роман Новиков.
Модератор пленарного заседания, президент Ассоциации «Р.О.С.АСФАЛЬТ» Николай Быстров подчеркнул: «В последние годы наша конференция превратилась в настоящую площадку для обсуждения всего нового и интересного в дорожной отрасли, машиностроении и импортозамещении».
На заседании выступил заместитель Председателя Комитета РСПП по техническому регулированию, Председатель Совета по техническому регулированию и стандартизации при Минпромторге России Андрей Лоцманов.
В своем докладе он рассказал об основных направлениях работы по импортозамещению в сфере стандартизации, сертификации продукции, метрологии. В частности, Андрей Лоцманов отметил, что еще в 2022 году стало понятно, что России перекроют доступ к международным стандартам США и ЕС. При этом многие технологии, которые у нас использовались, базировались именно на этих документах. Вывод: необходимо разрабатывать собственные стандарты. Кроме того, возникли сложности с сертификацией российской экспортной продукции. Но были найдены пути решить и эту проблему, в том числе, за счет переориентации на другие рынки сбыта.
Если говорить о мерологии, то многие средства измерений и лабораторное оборудование было импортным. Однако сегодня российской промышленностью совместно с Минпромторгом и Росстандартом успешно выполняется программа по разработке отечественных средств измерений.
В своем выступлении Андрей Лоцманов заострил внимание на еще одной проблеме: необходимости восстановления государственного контроля и надзора. В настоящий момент доля теневой экономики в стране составляет примерно 20%. В то же время существует тенденция по упрощению процедур государственного контроля и надзора. С одной стороны, это ведет к отказу от ненужных, устаревших подходов и требований. Но в то же время 17 технических регламентов ЕАЭС остались без государственного контроля и надзора. Не определены государственные органы, ответственные за контроль выполнения требований этих документов. Между тем Россия обязана в соответствии с международными договоренностями в рамках Евразийского союза обеспечить контроль и надзор за требованиями всех технических регламентов. Эти требования не выполняются. В результате сегодня на рынок попадает, например, около 13 млн. тонн фальсифицированного цемента, что может негативно сказаться и на качестве дорожного строительства.
Андрей Лоцманов отметил, что в настоящее время Принято 53 технических регламента ЕАЭС, 47 из них уже вступили в силу. Но возникает вопрос: какой смысл принимать нормативно-правовые акты с обязательными требованиями, если отсутствует государственный контроль (надзор) за их выполнением?
Докладчик уверен: необходимо внести изменения в ФЗ 184 «О техническом регулировании» и восстановить государственный контроль (надзор) за требованиями всех технических регламентов.
Участники заседания обсудили ключевые вопросы, среди которых кадровый потенциал отрасли, импортозамещение, развитие и совершенствование российской дорожно-строительной техники и другие.
Конференция продолжилась двумя сессиями: «Дорожно-строительная техника» и «Материалы и оборудование: инновации, эффективность, конкурентоспособность».
Докладчики обменялись опытом и презентовали коллегам новейшие разработки в сфере дорожного строительства. Эксперты обсудили новые материалы, их стандартизацию и лабораторный контроль, импортозамещение техники и технологий, развитие рынка и применение мер для его поддержки.